Эффективное пчеловодство

 

 
 
 
 

 

 
                                                                                   

                                                                  Биология пчелиной семьи

 

 

«Танцы» пчел.

Считалось, что сборщицы пыльцы совер­шают виляющий танец, сборщицы нектара — круговой. Ос­вободившись от нектара, сборщица начинает, быстро при­прыгивая, описывать узкие круги на том месте сота, где перед тем сидела. При этом она постоянно меняет на­правление движения, поворачиваясь то направо, то налево и, таким образом, двигаясь то в одну, то в другую сторону, описывает один или два круга. Такой круговой танец про­исходит в самой гуще пчел и особенно интересен тем, что «заражает» и окружающих пчел: сидящие ближе других к танцовщице начинают «вприпрыжку» двигаться за ней и стараются коснуться усиками ее брюшка; они повторяют все ее повороты, так что танцовщица в стремительных дви­жениях как бы тащит за собой целый хвост пчел. Это кру­жение длится несколько секунд, полминуты или целую ми­нуту, затем танцовщица вдруг прекращает его и, осво­бодившись от свиты, начинает тот же танец в другом месте сотов. Потом она внезапно направляется к выходу, летит снова к месту корма и, вернувшись с грузом, повторяет танец.
Но в жизни пчел гораздо большее значение имеет ви­ляющий танец. Пчела пробегает по соту полукруг неболь­шого радиуса, затем делает резкий поворот назад и бежит по прямой к исходному пункту; потом описывает второй полукруг в противоположную сторону так, что он допол­няет первый до полного круга; затем идет снова назад, по прямой к исходному пункту, и, таким образом, продолжает кружиться всё на том же месте несколько минут: полукруг налево, по прямой назад, полукруг направо, по прямой на­зад и т. д. Но самым существенным отличием этого танца от кругового является быстрое виляющее движение брюшком, которое пчела совершает постоянно во время обратного бега по прямой от конца полукруга до исходного пункта.
Интересно, что пчелы, наблюдающие за танцами и вос­производящие движения танцовщиц, всё время касаются их своими усиками, т. е. обнюхивают, стараясь воспринять и запомнить аромат тех цветов, на которых работали тан­цовщицы. В запахе цветов пчелы разбираются очень тонко и, начав работать на цветах какого-либо растения, посещают его до тех пор, пока в них не иссякнут источники нектара.
Пчелы, мобилизованные на работу вербовочными танца­ми, вылетают из улья, отыскивают взяток и, вернувшись в улей с добычей, тоже начинают танцевать, вербуя на работу всё новые и новые группы пчел. Таким образом, на сбор
нектара во время обильного взятка направляются не только все летные пчелы, но и ульевые (молодые), в возрасте 10 и даже 8 дней.
Вербовочные танцы в ульях наблюдаются лишь в тех случаях, когда обнаружен обильный взяток, т. е. если нек­тар добывается сравнительно легко. По мере же того как цветение того или иного медоноса приближается к концу и в соответствии с этим в цветах снижается выделение нек­тара, танцы в ульях происходят всё реже: при отцветании медоноса добывание нектара делается затруднительным, и пчелы уже не танцуют. Но как только в природе вновь появ­ляется обильный взяток, т. е. расцветает массив каких-либо новых медоносов, в ульях опять наблюдаются оживленные танцы.
Круговым танцем пчелы извещают о добыче, находя­щейся от улья на расстоянии до 50 м. Если расстояние от улья до места добычи достигает 100 м, некоторые пчелы-вербовщицы производят круговые, а некоторые— виляю­щие танцы; при этом чем ближе расстояние от улья до места добычи к 100 м, тем большее количество вербовщиц занято виляющим танцем, и наоборот: количество виляющих танцев сходит на нет, если расстояние от улья до места до­бычи приближается к 50 м. При расстоянии от улья до мес­та добычи от 100 м и более вербовщицы производят исклю­чительно виляющий танец, довольно точно при этом указы­вая, на каком именно расстоянии от улья находится эта добыча.
В точности воспроизводя на сотах все движения тан­цовщицы, наблюдающие за ней пчелы запоминают ука­зываемые ею расстояние и направление, по которому сле­дует лететь к найденному источнику взятка; вылетая из улья, они уже знают, где надо приземляться.
О характере открытого взятка пчелы, наблюдающие за танцами, судят по внешнему виду танцовщиц: если тан­цовщица имеет на задних ножках крупные комочки обнож­ки, значит, найдена пыльца; если же у нее вздуто брюш­ко — значит, найден нектар.
Сигнализация пчел имеет очень большое значение в Жизни семьи. Только при наличии у пчел способности сооб­щать друг другу о наиболее важных моментах их жизни возможна та согласованность в работе, которую мы наблю­даем у многотысячного населения улья.

 

Партнёры

 

Содержание раздела

 

Биология пчелиной семьи

 

Состав пчелиной семьи 

 Матка 

 Пчела

Трутень

 

Порода  пчел

 

Распределение работ между пчелами


Строение тела пчелы

Опора тела

Голова   

Рот

Хоботок

Грудь

Органы движения

Крылья. Брюшко.

Жалящий аппарат.

Восковые железы.


Постройки пчел


Органы пищеварения


Кровеносная система


Органы дыхания


Органы выделения


Нервная система и органы чувств


Условные и безусловные рефлексы

 

 «Танцы» пчел

 

 

 

Карта сайта