Эффективное пчеловодство

 

 
 
 
 

 купить профнастил для забора www.metalloprof.ru

 
                                                                                   

                                                                  Биология пчелиной семьи

 

 

Распределение работ между пчелами


Работы пчел в гнезде и вне улья протекают в определенной последовательности и в значительной мере зависят от возраста пчел.
В первые 2-3 дня после выхода из ячейки организм пчел оказывается еще недостаточно окрепшим для работы. В это время они чистят ножками свою голову, грудь, брюшко, крылья, глаза или забираются в пустые ячейки и как бы замирают в них. Затем молодые пчелы постепенно включаются в работу: чистят ячейки, сглаживают их края, по­лируют стенки ячеек и т. п. С третьего и примерно до три­надцатого дня своей жизни пчелы кормят личинок. Сначала, в возрасте от трех до семи дней, пчелы кормят личинок старшего возраста кашицей из смеси цветочной пыльцы и меда. Приблизительно с восьмого дня они начинают кормить более молодых личинок молочком, которое вырабатывается в их организме. Пчела-кормилица может кормить несколько личинок одного и того же возраста. Насколько велика эта работа, можно судить по тому, что каждую личинку в течение шести дней ее развития пчелы посещают до 8 000 раз. Одновре­менно с кормлением личинок пчелы постепенно начинают участвовать и в других работах. Они принимают от пчел-сборщиц нектар и перерабатывают его в мед, строят соты, утрамбовывают пыльцу, поддерживают чистоту в улье, вентилируют улей, охраняют леток*.

 Работая внутри улья, молодые пчелы постепенно подготавливаются к летной работе — сбору меда и пыльцы. В хорошие, солнечные дни они вылетают на «проигру» — делают первые облеты, во время которых кружатся около улья, запоминая место, на кото­ром он стоит. В возрасте 11-15 дней пчелы из нелетных (ульевых) превращаются в пчел летных (полевых), т. е. таких, которые собирают и приносят в улей нектар, пыльцу и воду. Домашние работы в улье в это время выполняют последующие поколения молодых пчел.


В период обильного выделения цветами нектара и созревания пыльников пчелы с раннего утра и почти до захода солнца работают вне улья. Они возвращаются в улей лишь для того, чтобы освободиться от нектара или сбросить с задних ножек комочки цветочной пыльцы — обножку. При отсутствии в природе взятка, когда цветы не выделяют нектара, а также в холодную или дождливую погоду, пчелы неохотно вылетают из ульев. Лишь некоторые из них, если позволяет погода, приносят в улей воду или собирают цветочную пыльцу.
Описанная последовательность выполнения работ в пчелиной семье наблюдается обычно в нормальных семьях, имеющих пчел и расплод всех возрастов.


При резких изменениях соотношения в возрастном составе, а также в периоды обильного медосбора такая последовательность нарушается. Например, при внезапной потере семьей большого количества полевых пчел часть ульевых пчел начинает полевую работу раньше обычного — с шестидневного возраста. Это бывает при формировании семей только с ульевыми пчелами или при неблагоприятной погоде, когда гибнет в полете много пчел-работниц. Раньше обычных сроков начинают полевую работу ульевые пчелы и в период обильного медосбора, когда для сбора нектара требуется дополнительная армия сборщиц. В семьях, не имеющих молодых пчел-кормилиц, старые летные пчелы могут воспитывать личинок. При отсутствии в гнезде достаточного количества сотов пчелы даже в возрасте 26 дней выделяют воск и строят соты, хотя эту работу обычно выполняют пчелы более молодого возраста. Выделять воск, строить соты и кормить личинок могут и старые, перезимовавшие пчелы,- но эти работы они выполняют лишь в том случае, если не выполняли их в более молодом возрасте.


В древние времена пчелы жили одиночно, подобно тому, как в настоящее время живут некоторые виды диких пчел, гнездящихся в земле. Только постепенно, в процессе эволюции, они стали объединяться в сообщества, сначала небольшие, затем все в большие и большие. Общественный образ жизни, оказавшийся полезным в борьбе за существование, закрепился и развился в потомстве.


Ученые выяснили, что предки медоносных пчел, уже объединившиеся в семьи, сначала имели лишь самок и самцов. Самки не только откладывали яйца, но и собирали корм, выкармливали расплод, строили соты, охраняли гнезда от врагов и т. п., словом, совмещали обязанности самки с обязанностями появившихся позднее рабочих пчел. Только впоследствии в пчелиной семье создалось строгое разграничение работ.
В настоящее время матка целиком занята откладыванием яиц, все же работы по воспитанию личинок и вся сложная, многообразная работа по удовлетворению жизненных потребностей пчелиной семьи лежит на рабочих пчелах.


В ходе эволюции, на протяжении многих миллионов лет, произошло разделение женских особей на две формы: самок, кладущих яйца (маток) и не откладывающих их (« рабочих» пчел).
Организм пчел — будущих маток начал постепенно приспосабливаться по линии выполнения исключительно обязанностей самки. В нём стали совершенствоваться и развиваться половые органы и яйцекладущий аппарат и, наоборот, утрачиваться ряд таких органов, ненужных самке-несушке, как восковыделительные железы, приспособления на задних ножках для сбора и переноса пыльцы и т. п. Организм же будущих рабочих пчел пошел по пути утрачивания признаков самки и более сильного развития органов, свя­занных с их деятельностью, — хоботка, слюнных желез, жала, корзиночек на задних ножках, восковых желез и т. п.


Пчелиную семью нельзя рассматривать как сумму пчел, как простое механическое соединение разных особей.
Семья пчел — исторически сложившееся сообщество разных особей, совместная жизнь которых вызвана необходимостью. Раздельное существование пчел невозможно: ни матка, ни трутень, ни рабочая пчела, ни группы рабочих пчел жить самостоятельно, вне семьи, не могут.
Каждая отдельная пчела в своей жизнедеятельности зависит от всей семьи в целом, и наоборот, работа всей семьи тесно связана с деятельностью отдельных пчел и их групп.
Хотя в пчелиной семье и существует разделение функ­ций между отдельными особями, а среди рабочих пчел — между их группами, тем не менее, все работы в семье пчелы выполняют как функцию единого целого, т. е. всей семьи. Поэтому человек, работая с пчелами, всегда имеет дело не столько с отдельными пчелами (особями или группами), сколько с семьей в целом, как биологической и хозяйствен­ной единицей.
В пчелиной семье между разными особями и группами пчел существует единство, выражающееся в слаженности их работы. Примером единства, взаимосвязанности и взаимозависимости матки с рабочими пчелами может служить то, что пчелы семьи, у которой отобрана матка, плохо принимают другую матку и требуются специальные приемы подсадки маток. Замечено также, что при замене своей матки чужой слаженность в работе пчелиной семьи на некото­рое время нарушается.

 

Партнёры

 

Содержание раздела

 

Биология пчелиной семьи

 

Состав пчелиной семьи 

 Матка 

 Пчела

Трутень

 

Порода  пчел

 

Распределение работ между пчелами


Строение тела пчелы

Опора тела

Голова   

Рот

Хоботок

Грудь

Органы движения

Крылья. Брюшко.

Жалящий аппарат.

Восковые железы.


Постройки пчел


Органы пищеварения


Кровеносная система


Органы дыхания


Органы выделения


Нервная система и органы чувств


Условные и безусловные рефлексы

 

 «Танцы» пчел

 

 

 

Карта сайта