Крылья. Если у пчелы хорошо приспособлены для выполнения работ ноги, то не хуже этого устроены и ее крылья: почти прозрачные, тоненькие, хрупкие на вид, они очень быстро несут пчелу и тот груз, который она собрала с цветов. А между тем иногда случается, что груз то весит раза в два больше того, что весит сама пчела! Здесь имеются в виду те случаи, когда при ликвидации трутней (после взятка) пчелы выносят их из гнезда, далеко отлетая с ними от своего улья. Но, в общем, нормальной нагрузкой пчелы при полете можно считать 3/4 собственного ее веса. С такой нагрузкой пчела покрывает расстояние от 19 до 32 км в час, без груза же пчела летит со скоростью 65 км в час.
Крыльев у пчелы две пары — передняя и задняя. Передняя пара больше и сильнее задней; прикрепляется она ко второму членику груди. Вторая пара крыльев прикрепляется к третьему членику груди.
И передние, и задние крылья устроены, в основном, одинаково: каждое крыло состоит из системы жилок (особых прочных утолщений), являющихся как бы его скелетом, и тонкой натянутой между жилками перепонки, которая, собственно, и является несущей поверхностью крыла. Все насекомые, имеющие такое строение крыла — в том числе и пчелы, — называются перепончатокрылыми. В основании каждого крыла заложена сложная система маленьких хитиновых пластинок, имеющих существенное значение при полете. Эти пластинки при механическом воздействии на них легко смещаются, в результате чего крылья делаются непригодными для полетов. Это надо помнить при обращении с молодыми неплодными матками, которым крылья необходимы для брачных полетов.
На переднем крае заднего крыла находятся крючочки (зацепки), число которых у рабочей пчелы колеблется между 15 и 27, а на заднем крае переднего крыла — складочка, за которую зацепляются крючочки заднего крыла во время полета. Только лишь сцепившись между собой, крылья получают возможность выполнять свое назначение; в это время они представляют один аппарат, действующий как единое целое.
В спокойном состоянии крылья не сцеплены, а располагаются вдоль брюшка одно над другим. Такое полоясение крыльев дает возможность пчеле более или менее свободно передвигаться по узким промежуткам между сотами, а также проползать сквозь узкие отверстия летков; в то ясе время крылышки, находясь в спокойном состоянии, т.е. располагаясь вдоль брюшка, предохраняются этим от механических повреждений, всегда возможных в узких проходах улья.
Но всё же, несмотря на эти меры предосторожности, крылышки при постоянном задевании их о соты, стенки улья и другие твердые предметы быстро изнашиваются.
Крылья приводятся в движение очень сильными мускулами, находящимися внутри второго и третьего члеников груди. Сложные движения крыльев при полете являются комбинацией более простых движений вверх и вниз, правильно чередующихся с их вращательными движениями. Кончик крыла при полете пчелы описывает фигуру, напоминающую собой вытянутую цифру 8. Количество вертикальных взмахов крыла очень велико: пчела делает 190— 440 взмахов в секунду.
Описанное строение крыльев типично для всех трех особи пчелиной семьи, размер же крыльев не одинаков: у трутня они больше, чем у матки, а у матки больше, чем у рабочей пчелы. При этом необходимо отметить, что размеры крыльев трутня и рабочей пчелы находятся в строгом соответствии с весом их тела; у матки же величина крыльев по сравнению с весом ее тела несколько меньше. Такое несоответствие объясняется тем, что матка крыльями пользуется очень мало. Трутни же великолепно летают; они могут подолгу держаться в воздухе, выслеживая молодых маток, вылетевших на брачную игру. Имеются наблюдения, что трутни в поисках матки отлетают от своего улья за 5—8 и даже дальше — до 10 км, залетая иногда на чужие пасеки. Это обстоятельство следует учесть тем пчеловодам, которые хотят сохранить в чистоте разводимую ими популяцию пчел. Что же касается рабочих пчел, то о значении для них хорошо развитых крыльев и говорить не приходится, так как вся их деятельность вне улья неразрывно связана со способностью быстро летать.